Вспоминаем все заслуги, достижения и судьбоносные решения 5-го созыва республиканского парламента
Желание нового главы республики Алексея Цыденова обновить на предстоящих выборах республиканский парламент вызвало понимание у жителей Бурятии и резонанс среди некоторых политиков
А что они, собственно, хотели? За годы работы республиканский парламент совершил много просчетов и ошибок в своей работе. «МК в Бурятии» решил вспомнить, что делали народные избранники последнего созыва и во что превратили законодательную власть:
Сессии без дискуссий, работа без напряжения
Трудно не согласиться. Но заметим, эволюция Народного Хурала заняла не один год и не один созыв. За это время парламент из законодательной ветви власти постепенно превращался в законоштампующий придаток власти исполнительной. В итоге депутаты уходящего пятого созыва, начиная с 2013 года, приняли 908 законов республики (абсолютный рекорд среди всех созывов!), но лишь 85 являются новыми, базовыми для других.
Львиная доля принятых законов — это поправки в предыдущие законы. Чаще всего для приведения последних в соответствие с федеральным законодательством. Акт — формальный. Получается, оригинальных законов принималось не более 17 за год. Вот и проходят сессии Народного Хурала за один-два дня без особых дискуссий.
Заметим, Народный Хурал первого созыва принял 139 законов, второго созыва — 251 закон. Причем порой в нешуточных спорах.
Имитация собственной важности
Подводя итоги пятилетней работы, депутаты Народного Хурала последнего созыва, похоже, затрудняются что-то записать в свой актив. В числе ярких событий называется блокировка отчета правительства по программе «Социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы».
«Не справляясь с изначально принятыми обязательствами, исполнительная ветвь власти, ссылаясь то на кризис, то на санкции, неоднократно апеллировала к Народному Хуралу с просьбой подкорректировать некоторые цифры в сторону их уменьшения, чтобы потом рапортовать перед Москвой об успешном выполнении программы СЭР по всем индикаторам. По сути, жонглирование этими цифрами было ничем иным, как подтасовкой истинной картины, которая на самом деле выглядела не очень-то радужно. И вот терпение депутатов лопнуло. Их реакция на откровенные манипуляции исполнительной власти тут же стала всеобщим достоянием», — рассказал изданию депутат Бато Семенов.
По его оценке, этот «поступок народных избранников во многом определил дальнейшие события — в Бурятию пришел новый лидер, и все начало кардинально меняться».
Еще один известный депутат добавляет сюда снятие с поста лояльного прежнему главе республики спикера парламента Матвея Гершевича. Неужели Хурал на самом деле стал предтечей кадровых решений Москвы? Да полноте!
Пиар по-депутатски
Зато парламент активно обсуждал вопрос «о ситуации в БГУ». Ему даже посвятили отдельную внеочередную сессию! Таковая не созывалась даже тогда, когда на грани закрытия оказался Селенгинский ЦКК с возможной социальной катастрофой моногорода Селенгинска. Для обсуждения этой темы хватило 15-20 минут.
А с БГУ проблема была оценена куда как серьезнее — федеральное ведомство, являющееся учредителем вуза, не дало бывшему ректору университета (тоже многолетнему депутату Народного Хурала) Степану Калмыкову после выхода на пенсию остаться в университете его «президентом» с гигантской зарплатой и многочисленной родней под своим началом.
Что тут началось! Это, оказывается, «попрание университетской автономии и академических свобод». «Ректором Бурятского университета может быть только бурят» (слова товарища Мархаева, лидера БРО КПРФ). Это и скрытое подталкивание студенческой молодежи к митингам.
Депутаты не понимали, что республика не имеет никаких полномочий вмешиваться в кадровые вопросы, которые находятся в компетенции федерального минобразования? Не Бурятия учредила вуз, не она его финансирует. Понимали, конечно.
Неужели в недрах Народного Хурала готовился антиконституционный заговор? Нет, конечно. Поболтали, попиарились, разошлись, удовлетворенные тем, что сильно раскачали лодку, в которой, кстати, находятся и избиратели. Прокуратура и та смутьянам даже пальцем не погрозила.
Пьяные похождения и публичные угрозы
Правда, и ей приходилось иметь дела с народными избранниками. По делам уголовным с вынесением обвинительных приговоров, в основном по коррупционным статьям УК РФ. Осужденным депутатам приходилось после этого слагать свои полномочия.
Да и так скандалов хватало. Чего стоило стойкое нежелание Народного Хурала обсуждать проблему вип-пенсий, которая превратилась в серьезный раздражитель общества! После этого можно даже не вспоминать о мелочах. То законодатель отличится пьяными похождениями и публичными угрозами в адрес журналистов (Федор Бураев, КПРФ), то связями со скандальными личностями и структурами (Юлия Болонева, опять КПРФ).
Притчей во языцех стало явно избыточное число депутатов (66) для республики с населением менее миллиона человек. Для сравнения: в Мосгордуме заседают 45 депутатов, а живут в белокаменной более 12 млн человек.
Голосовать, чтобы добиться обновления
Избирателям остается одно — в ходе выборов добиться обновления депутатского корпуса. Ну это же не дело, когда некоторые из парламентариев идут в Народный Хурал на четвертый, пятый и даже шестой сроки. В любом случае, последнее слово за избирателями.