В настоящий момент идет формирование Службы финансового омбудсмена. Новый институт призван изменить отношение коммерческих банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний и других участников рынка к своим клиентам через публичность деятельности примирителя.
Каждый гражданин России, в том числе и житель Астраханской области, сможет обратиться за квалифицированной помощью к финансовому защитнику. Это значит, если ответ финансовой организации не удовлетворит потребителя, до подачи иска в суд он обязательно обращается к уполномоченному. Причем, совершенно бесплатно.
Обращение можно будет направить в электронном виде через сайт «Госуслуги» или многофункциональный центр (МФЦ), а также в скором времени и через «личный кабинет» Интернет-ресурса Службы финансового уполномоченного.
Как стало известно сетевому изданию Astrakhan.Site от пресс-службы Отделения Астрахань Южного ГУ Банка России, в скором времени появятся уполномоченные по сегментам финансового рынка — на это повлияет объем обращений граждан. Имя главного финансового уполномоченного уже известно — им стал Юрий Воронин.
Омбудсмен будет помогать гражданам в досудебном урегулировании имущественных споров с финансовыми организациями. Лимит заявленных требований не должен превышать 500 тысяч рублей в рамках одного вопроса. А вот автолюбителей это ограничение не коснется — имущественные разногласия по ОСАГО будут рассматриваться вне зависимости от суммы взыскания.
По закону претензия рассматривается в течение 15 рабочих дней с момента ее передачи уполномоченному. Возможно, увеличение срока до 10 рабочих дней, если потребуется техническая экспертиза. Уполномоченный уведомляет финансовую организацию о том, что к нему обратился клиент, и дает организации еще один шанс договориться. Если стороны договорились, то они оформляют соглашение. Финансовая организация может представить омбудсмену и платежку как подтверждение, что требование заявителя выполнено. Если сторонам договориться не удалось, уполномоченный в течение 15 рабочих дней выносит решение. При этом как физическое, так и юридическое лицо имеют право обжаловать решение уполномоченного в суде. У гражданина на это есть 30 календарных дней, у финансовых организаций — 10 рабочих дней. Если финансовая организация проиграет дело, то ей будет вынесено взыскание в пользу потребителя 50% штрафа от суммы удовлетворенной претензии.
В систему деятельности уполномоченного организации будут вовлечены поэтапно. С 1 июня 2019 года исполнение закона станет обязательным для сегмента ОСАГО. С 28 ноября того же года — в части остальных видов страхования. С 1 января 2020 года решать спорные вопросы с помощью омбудсмена будут обязаны микрофинансовые организации, а спустя еще год — банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.
Владимир Косенков — управляющий Отделением Астрахань Южного ГУ Банка России — так прокомментировал новый закон:
«Клиенту, не владеющему юридическими тонкостями, не всегда просто разобраться в сложившейся ситуации, например, со страховой компанией. Именно с целью зашиты прав потребителей, снижения количества споров, повышения уровня доверия населения к финансовому рынку и создана новая структура. Важно, что обращение к финансовому омбудсмену для гражданина бесплатно и не требует специальных знаний. Кроме того, деятельность финансового уполномоченного будет публичной, то есть статистика споров подлежит раскрытию. Это поможет гражданину выбирать поставщика финансовых услуг, ориентируясь, в том числе, и на то, насколько добросовестно компания относится к потребителю. Отмечу, что к омбудсмену гражданин сможет обратиться после того, как предъявил претензию финансовой организации, но остался недоволен ответом. Решения уполномоченного будут обязательны для исполнения финансовыми организациями в срок от 10 до 30 дней с момента вступления этого решения в силу».
Если вы считаете, что ваши права как потребителей финансовых услуг нарушены, вы можете обратиться в Банк России несколькими способами: