«Буузы, ехор, тарбагатайский самогон…»

11.07.2018 5:33 0

«Буузы, ехор, тарбагатайский самогон…»

Советник главы Бурятии по экономическим вопросам Алдар Бадмаев о туристическом потенциале республики

Еще в начале нулевых к нам в Бурятию приезжала группа серьезных экспертов из Европы. И задача была их хоть как-то удивить. Как сейчас помню, это было в столовой судостроительного завода со скудным угощением и полным отсутствием сервиса. Но главным украшением, как позже выяснилось, стало выступление нескольких пар танцоров, которые буквально поразили воображение гостей. Собственно, это и повлияло на положительное экспертное решение»

С этого воспоминания экономиста-эксперта Алдара Бадмаева началось его интервью «МК в Бурятии» о бывших и будущих «суперпроектах суперреспублики».

— Сдается мне, то были артисты «Бадма Сэсэг» — будущего театра песни и танца «Байкал». Впрочем, даже не это самое важное. Важнее понимание — что и для чего?

— Туризм — это то, что притягивает. Бурятские буузы, ехор, костюмы, семейские, тарбагатайский самогон, в конце концов. Все то, что присуще только Бурятии. И подобных «фишек» более чем достаточно. У нас не только певцы-танцоры. Национальная борьба, разбивание хребтовой кости, который очень быстро обрел популярность и оказался зрелищным мероприятием. Но все это показать туристу почти невозможно. В разгар туристического сезона все артисты, как правило, подрабатывают на свадьбах или юбилеях, а состязания проходят там, куда турист не доберется никогда. Между тем, во всех странах, ориентированных на туриста, все эти привлекательные проекты четко организованы, в прокате по нескольку раз на дню. И турист доволен, и наши люди при стабильном заработке. Кроме того, это стабильный источник поступлений в бюджет республики и увеличение регионального валового продукта.

Ведь смысл туристической отрасли в регионе – сделать все, чтобы турист оставил как можно больше денег.

В гостиницах, ресторанах, зрелищных учреждениях. У нас в Улан-Удэ турист, может, и готов задержаться. Но что ему тут делать сейчас? И для массы гостей Улан-Удэ остается лишь транзитной точкой на карте путешествий, город, в котором смотреть нечего и идти некуда.

— И кто его должен тут задержать?

— У нас все для этого есть. И площадки приличные. И потенциал творческий. Посмотрите, ведь на Муленруж ходят одни иностранцы, там нет французов. Также и на «Байкал» будут ходить. Туристам нужен оригинальный репертуар, яркое шоу. И Дандар Бадлуев правильно поймал генеральное направление — ориентированность на клиента. Он делает такие вещи, которые идут влет, на «ура». То же самое должны делать и остальные коллективы. В смысле оригинального.

Зачем им «Кармен» в Улан-Удэ, если это можно сделать в любом городе и в любой стране.

А создавать разные труппы и проекты под разного туриста — это ход. И этот ход поможет раздвинуть рамки туристического сезона. Но отсутствие этого предложения снижает туристический потенциал республики.

— Это все же вопрос расторопности властей. Что же делать с летом, с Байкалом?

— Фестивали и шоу надо проводить там, где есть спрос. Иначе это всегда влечет дополнительные затраты. Почему известный кинофестиваль проводится в Каннах? Не в Нанте, не в Бордо. Потому что Канны — это место отдыха элиты. Отдыхающие, как правило, маются от безделья.

У нас в Горячинске, Аршане, Максимихе, Турке, Энхалуке отдыхающие тоже шатаются в поисках приключений, увеличивая статистику преступности. Причем местные жители норовят напасть на туристов.

В этом контексте «Голос кочевников» выглядит с точки зрения идеи не совсем логично. И говорить о нем как о финансово-устойчивом проекте не приходится.

Он проводится на базе коммерческого предприятия, которое в любом случае преследует свои узкие интересы. Это, во-первых. Далеко и вне логистики от основных туристических направлений — во-вторых. В-третьих, он зависим от бюджета. Не будет денег, не приедут артисты. И чтобы избежать подобных сомнений решать надо в комплексе. Организация турбизнеса — это когда заинтересованы все. И руководство республики, и туроператоры, и общепит, и земельные собственники, и гостиничный бизнес.

— А что мешает совместить интересы?

— Надо садиться и для начала тупо составить календарный план. Определить приоритетные проекты, обсчитать, распределить степень ответственности и причастности. Понять, кому и чем помочь. Это не мероприятия чисто культуры или спорта, минтуризм должен курировать. И бизнес-план не должен быть одноразовым, он должен быть перспективным и с выходом на плюс при долевом участии республиканского бюджета. Почему бы на Байкале не определить место притяжения с точки зрения логистики, наличия очистных и прочего, вложить средства и составить календарь событий на берегу озера Байкал. Ведь львиную долю расходов составляют затраты на техническое оснащение. Но самое важное — должны научиться зарабатывать мы сами. Население Бурятии. Простой пример. Саша Ярко пытается организовать фестиваль сыра в Оймуре. Великолепная идея. Кумыс Зорика Цырендондопова — тарасун. На выбор: элысунский, баянгольский, хилганайский, самогон тот же. В самый разгар туристического сезона организовать. Местный потребитель, иркутяне, иностранцы — вот процесс и движение.

В настоящее время, видимо, нет верной оценки мероприятий с точки зрения задач, которые стоят перед экономикой республики. Нам необходимо увеличивать валовое региональное производство, и туризм является перспективной отраслью. Нам необходимо пересмотреть отрасль культуры. Мы должны научить людей, образно говоря, ловить рыбу и помочь найти это рыбное место. Идей и точек роста предостаточно.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Особенности выбора мебельных предметов для офисного помещения Онлайн-казино Azino777 – лучший способ заработать в интернете Лицензионные игровые аппараты в казино Вулкан Как дистанционно получить новую профессию? Картинки фантастика для вашего рабочего стола

Лента публикаций