Завтра 20 октября вступает в силу новый регламент для сотрудников ГИБДД, который во многом поясняет спорные моменты во взаимоотношениях водителей и сотрудников полиции. Какие нововведения нам ждать при встрече с сотрудниками ГИБДД на дороге и к чему быть готовыми при общении с ними? Нижеследующая информация была любезно предоставлена сетевому изданию Astrakhan.Site региональным отделением ЛДПР в Астраханской области.
Введенные в регламент нормы в области безопасности дорожного движения описаны исчерпывающе. Однако вопросы, касающиеся проведения водителями видеосъемки инспекторов ГИБДД при исполнении обязанностей, до сих пор остаются не урегулированными. Из нового регламента было исключено положение о том, что сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и аудиоаппаратуры водителем. Однако и запрет на эти действия в новом регламенте не устанавливается. При этом инспекторы могут свободно фиксировать на видео водителя и использовать «специальные технические средства», в том числе камеры, не принадлежащие структурам внутренних дел.
Напомним, что на нашем сайте размещен официальный список адресов с установленными устройствами автоматической фиксации нарушений ПДД в Астраханской области.
Сотрудникам ГИБДД возвращено право останавливать автомобили для проверки практически на любом участке дороги, в том числе вне стационарного поста. Однако сотрудник выбирает место не самостоятельно, а исключительно по приказу начальства. Если водитель считает, что его остановили незаконно, он всегда может убедиться в правомерности работы экипажа ДПС на данном участке дороги, позвонив в дежурную часть.
Кроме того, сотрудники ГИБДД в соответствии с новым регламентом вправе маскировать служебный автомобиль при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью, но только при использовании средств фото- и видеофиксации. Так, предупреждение о засаде встречных автомобилей «дальним светом» вновь актуально.
В случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля и пригласить в патрульный автомобиль, при этом последний обязан подчиниться. Инспектор вправе отправить на освидетельствование только при составлении соответствующего протокола и в присутствии понятых, а не только потому, что он этого хочет. Если медосвидетельствование подтвердит, что водитель трезв, сотрудники обязаны вернуть его обратно к своей машине. Такая мера частично поможет решить проблему коррупции и злоупотребления должностными полномочиями, а также отбить у инспекторов желание «оплатить штраф на месте».
Руководитель фракции ЛДПР в Думе АО Тимофей Щербаков дал свою оценку данным нововведениям: «Только у нас в стране помимо своих прав водитель должен знать обязанности структур, ответственных за обеспечение правопорядка на дорогах. Журналисты в СМИ разнесли новость о мнимом запрете видеосъемки и ввели общественность в заблуждение. Отсутствие в регламенте пункта о разрешении проведения водителями видеосъемки вовсе не означает запрет. Уверен, что большая часть инспекторов ГИБДД будет всячески препятствовать съемке, ссылаясь на отсутствие такой нормы в регламенте. Однако при этом „грамотные“ водители будут знать, что они вправе снимать на смартфон себя и окружающую их среду, куда может попасть инспектор, который проводит проверку документов. Рано или поздно эта спорная ситуация приведет к возникновению конфликтов.
Что касается остановки транспортного средства вне стационарных постов, то „гаишники“ и раньше „тормозили“ автомобили там, где считали нужным. Основанием являлось проведение какого-либо рейда, к примеру „Трезвый водитель“. Поэтому в этом отношении ничего не поменяется. В настоящее время участились случаи ДТП с пассажирскими автобусами, по мнению экспертов, за один год в России автобусные аварии уносят огромное число жизней наших граждан, что соизмеримо с количеством населения небольшого города. Зачастую ДТП вызвано последствиями переутомляемости водителей, которые экономят время на своем отдыхе в погоне за прибылью. Данное нововведение позволит ГИБДД проверять „уставших“ водителей. ЛДПР вообще предлагает запретить ночную перевозку».
Отметим, что в октябре вырос штраф за непропуск водителями пешеходов. ЛДПР выступила против, поскольку пешеходы давно потеряли бдительность, а новое ужесточение приведет к еще более беспечному поведению. Вместо того, чтобы делать нормальные дороги, заметную разметку, в том числе, пешеходных переходов, властям проще запретить, отобрать и ограничить. По всей видимости, установив многочисленные камеры на дорогах, чиновники за счет граждан пытаются решить проблему наполняемости бюджетов.