Почему улан-удэнцы платят за теплую воду как за горячую, и "обогревают" бюджетников из своего кармана
То, что в столице Бурятии наступил отопительный сезон, ее обитателям напоминают не только ожившие батареи, но и тощие кошельки. Нескромные цены на коммуналку вкупе со скромным размером дохода вызывают среди улан-удэнцев хандру почище осенней депрессии
Но единственная ресурсоснабжающая организация, которая поставляет тепловую энергию и устанавливает тарифы на нее в Улан-Удэ, не особо печется о простом народе. А та самая служба, которая призвана регулировать «тариф» и при этом блюсти интересы потребителей, неизменно занимает сторону производителей энергии и ее поставщиков. Кто виноват и что делать, рассуждали участники тематического круглого стола, прошедшего на минувшей неделе в столице Бурятии.
Впереди Сибири всей
На разбор полетов, помимо его инициатора, депутата Государственной Думы РФ Николая Будуева, известного как непримиримого борца с высокими расценками на коммунальные услуги, пожаловали и общественники, и чиновники. Не явились лишь сами ресурсники, ибо не царское это дело — в дебатах участвовать. Но и без них получился такой накал, что в зале совещаний объединения организаций профсоюзов на негативные флюиды можно было вешать топор, пишет "МК в Бурятии".
Печальный факт констатировала член Общественной палаты РБ Любовь Цыцыктуева: единый теплотариф в Улан-Удэ — самый высокий по Сибири. Как показал сравнительный анализ, среди крупных городов СФО — Омска, Томска, Читы, Абакана, Кызыла, Барнаула — именно наш лидирует по данному показателю. С Якутском идет вровень несмотря на гораздо более суровый климат северных жителей, от Хабаровска и Благовещенска тоже не отстает.
Причина такой странности объясняется «занимательной» схемой обогрева. Известно, что в бурятской столице — две теплоэнергоцентрали, ТЭЦ-2 вырабатывает только тепло, а ТЭЦ-1 — еще и электроэнергию. Имеются здесь и 8 ведомственных котельных, и 35 муниципальных, две из которых работают на газе, столько же — на мазуте, одна — на дизеле и четыре — на электричестве. А использование подобного топлива заметно увеличивает стоимость гигакалории и бьет по карманам рядовых граждан.
Большинство источников тепла обслуживает всего по одному объекту соцкультбыта. В их числе — 11 школ, 2 детсада, кардиологический центр, психоневрологический и противотуберкулезный диспансеры. Но поскольку на обогрев бюджетных учреждений не предусматривается субсидирование из регионального бюджета, проворачивается оно на наши с вами денежки. Сами не ведая, горожане платят дважды — за себя и за того парня. Отсюда — и заоблачные цифры.
— В единую тарифную зону входит и Тимлюйская ТЭЦ, расположенная в 150 километрах в поселке Каменск, где совсем иные условия климата и способ топливосжигания, — возмущается другой член ОП, бывший главный энергетик Улан-Удэнского авиационного завода Марина Елизова. — Там есть юридические лица, которые не приравнены к физическим, однако платят наравне с ними. И нет четких данных о том, какое количество теплоэнергии отпускается каждый месяц, какие приборы учета допускаются в эксплуатацию. Из-за всего этого не просто падает качество услуг — процветают всевозможные махинации!
Между тем в стартап-столице суперреспублики из 3800 жилых зданий тепловые счетчики стоят лишь на 500, а функционируют всего на 300. В оставшемся фонде действует норматив потребления. Он был принят в 2003 году, и с тех пор не пересматривался, хотя должен корректироваться время от времени исходя из многих показателей, включая температуру наружного воздуха в предыдущем отопительном сезоне. Дифференциация же тарифа по семи признакам (от вида теплоносителя до системы теплоснабжения) и вовсе оказалась долгоиграющей перспективой, более туманной, чем Альбион.
Недостижимые стандарты
Не зря, ох, не зря в свое время улан-удэнцы расшифровали «ТГК-14» как «температура городских квартир минус 14 градусов». Потрясая сводкой от 17 января 2018 года, представитель Общественной палаты Владимир Афанасьев заявил: если за окном минус 30°С, в тепловых трассах должен соблюдаться температурный режим 110/66, фактически же он составляет 95/60.
То бишь в период сильнейших морозов, когда в жилах стынет кровь, а на ресницах — иней, жилища ощутимо недогреваются, а жильцы невольно «замораживаются», наряжаясь в шали и валенки. При таком раскладе в ветхих домах нужно бы прокачивать больше воды и увеличивать давление, однако по техническим причинам опасно идти на подобный шаг — старенькая сантехника попросту не выдержит непомерной нагрузки и даст дубу. Принимаются ли какие-то меры, дабы ситуация «разруливалась», доподлинно неизвестно никому.
— Сегодня в поселке Загорск утвержден официальный тариф на горячую воду температурой 60°С, однако идет подача 40-43°С, хотя допустимым считается понижение всего на 3-5°С! — негодует сотрудник ТСЖ «Удача» Ольга Левукова. — Что это — банальное неисполнение законодательства или умышленная поставка услуги ненадлежащего качества? Из-за столь грубых недоработок в квартирах появляется плесень и разрушаются несущие конструкции.
А люди сливают целые кубометры, чтобы батареи прогрелись до нужного состояния, и вешают всех собак на управляющие компании и товарищества собственников жилья. Поставщик кивает головой на власть и парирует: будет платить как за качественный ресурс, а все перерасчеты получать по решению арбитражного суда. И они худо-бедно делаются, но сама проблема не решается три года кряду.
Воровство в законе?
Расставить точки над «i» попытался руководитель республиканской службы по тарифам Борис Хмелев, но умудрился озадачить присутствующих и слегка загрузиться сам. Выходило, что, согласно постановлениям регионального и федерального правительств, до 2020 г. в Бурятии действует норматив, который установлен здесь до 2012 года — 0,0233 гигакалории за квадратный метр в месяц.
— Бесспорно, он должен быть дифференцирован по конструктивным особенностям зданий: в одних снижен, а в других — повышен, например, в ветхом жилье вырастет почти в два раза, — сообщил чиновник. — Но сделать это сейчас — значит, нарушить Жилищный кодекс РФ, спровоцировать непомерный рост цен и социальный взрыв. Тариф оспаривался в прошлом году, однако оказался экономически обоснованным по решению верховных судов РБ и РФ. Он и впрямь высокий, но лишь потому, что генерация очень маленькая.
— Меньше, чем в Кызыле и Абакане? — ехидно полюбопытствовал депутат Госдумы.
— ТЭЦ-1 в Улан-Удэ имеет мощность 150 МВт, а источники тепла в Чите и Иркутске — 450 и 600 МВт соответственно, — терпеливо растолковал Хмелев. — Тепловая энергия вырабатывается преимущественно неэффективными котельными. Если закрыть их, ввести ТЭЦ-2, с которой республика сейчас пытается попасть в программу энергомодернизации, и, таким образом, изменить схему, можно переломить ситуацию.
В непростое положение попал и Каменск. Как выяснилось, в 2011 году местная администрация не отдала в аренду его тепловые сети ни одной организации и не включила в тариф передачу тепловой энергии — только производство. Плата упала почти в два раза, а с 2012 года, когда арендатор нашелся, резко прыгнула. Чтобы избежать бунта среди народа, решили «присоседить» поселок городского типа к столице Бурятии, чтобы таким образом «размазать» тариф. В других регионах были прецеденты, а, значит, и в нашем есть основания для эдаких комбинаций. А против судебной практики не попрешь.
Следующие полчаса, возмущенно потряхивая кудрями, Хмелев доказывал, что: 1) те нормативы, которые были разработаны на 10 млн рублей и введены в январе 2012 года, отменены в декабре 2013-го не по щучьему велению, а по правительственному постановлению во благо людей; 2) тарифы оказались подняты на 3% в 2017 году не с подачи РСТ, а по инициативе ФАС. Возможно, госслужащий продолжил бы полемику, но вынужден был откланяться и отправиться на совещание по прохождению зимнего сезона. Эстафету подхватил зампред комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Улан-Удэ Александр Тюрюханов, который подтвердил: перво-наперво необходимо обосновать реконструкцию второй теплоэнергоцентрали, обеспечить ее комбинированную работу и избавиться от четырех устаревших котельных, а, значит, уменьшить расходы.
— Мы актуализировали схему теплоснабжения до 2033 года при участии всех заинтересованных сторон, на слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации. В течение трех лет ожидаем 1 млрд 800 тыс. рублей от федерального центра, уже в следующем году — 350 млн рублей, готовимся к их реализации. А к 2020-му рассчитываем получить 2,4 млрд рублей, чтобы уйти от открытой системы к закрытой. Сейчас подаем заявку через минстрой России.
При помощи этого же министерства с разбивкой на три года (в 2019-м — 65 млн рублей, а в 2020-2021 гг. — по 75 млн) город планирует провести ремонт и снизить износ теплосетей. Ведь только по Октябрьскому району в них насчитывается — ни много ни мало — 160 свищей. Ну и общими усилиями — обеспечить 2139 домов бесперебойным теплоснабжением. «Так что если вы думаете, будто мы не делаем ничего, то глубоко заблуждаетесь, — разобиделся Тюрюханов. — Работу ТГК-14 тоже проверяем — регулярно и комиссионно».
Однако общественники считают: органы местного самоуправления не контролируют деятельность теплогенерирующей компании, и предлагают сделать ход конем — создать независимую комиссию, которая актировала бы отпуск тепла и снимала показания и фиксировала затраты. Идею горячо поддержал Николай Будуев, заметив, что между тем, сколько производит ТЭЦ и тем, сколько потребляют жители — весьма существенная разница.
— Надо узнать, ремонтируются ли сети в данное время, — говорит депутат. — На мой запрос по этому поводу из мэрии пришел ответ: «коммерческая тайна», что довольно странно. Нелишне выяснить и как начислялись премии менеджерам ресурсоснабжающей организации — порядка 100 млн рублей за год. Если факт имеет место быть, возникает вопрос: в честь чего и, главное, за счет кого банкет? Почему мы поощряем тех, кто трудится не самым добросовестным образом?
Покровы будут срываться на следующих круглых столах, запланированных на ноябрь 2018 года и январь 2019-го, а сфера жилищно-коммунального хозяйства — просматриваться на эффективность управления и проявления коррупции внимательнейшим образом, порешили заседавшие и пошли набираться сил. Ведь работы у них впереди и правда — непочатый край. Николай Будуев подчеркивает: пора решать проблему на федеральном уровне — собирать документы для внесения в Госдуму законопроекта, который предусматривает штрафы за ненадлежащее качество услуг отопления и горячего водоснабжения именно для их поставщиков.