У Алексея Цыденова есть все шансы побить рекорд Натальи Ждановой, "властвовавшей" всего 2 года
После осеннего «губернаторопада», в который попала и руководитель Забайкальского края Наталья Жданова, стало понятно, что статус «новичок» отнюдь не панацея от увольнения. Она заправляла регионом всего два года и теперь уходит, хоть и говорят, что ее заявление «по собственному» Кремлем пока не подписано
Нынешний глава Бурятии Алексей Цыденов второй год в своей должности разменял только в этом сентябре. Невольно возникает вопрос: а не удастся ли ему побить рекорд своей землячки по скоротечности пребывания во главе региона? Алексей Цыденов и Наталья Жданова уроженцы Забайкальского края, на этом сходство и заканчивается, пишет "МК в Бурятии". У Натальи Николаевны преимущество в том, что биография ее соответствует поговорке «где родился, там и пригодился». Но, как видим, знание региона и его людей от неудачи ее не спасли.
У Алексея Цыденова при прочих равных условиях депрессивности регионов (Забайкальский край и Бурятия недалеко друг от друга ушли) форы в виде знания республики и людей, живущих в ней, не было. До своего назначения главой в Бурятии он не бывал, и, как заявил в интервью главреду «Эха Москвы» Алексею Венедиктову, бурятом себя особо не воспринимал, когда жил в Москве.
Возможно, даже корнями своими тяготился. Да так, что не преминул в том же знаковом интервью публично порадоваться, что они хотя бы не помешали его женитьбе. «Я вообще не знаю, почему моя жена замуж за бурята вышла», — искренне делился своим семейным счастьем глава Бурятии с московским журналистом.
Стоит ли удивляться, что, несмотря на фамильное и внешнее сходство с аборигенами, Алексей Цыденов теряет очки там, где обычно сыплются многие губернаторы-варяги — в неумении выстроить отношения с местной элитой и невнятной кадровой политике. Где, например, видано, чтобы руководители в ранге «замминистра» сменяли друг друга как танцоры в кадрили?
Кадровая кадриль
Понятно, когда обновление кадров идет из-за смены руководства. Но скорый исход из правительства республики руководителей уже цыденовского призыва замминистра по молодежи и спорту Эрдэни Дымчикова и замминистра по туризму Евгения Малыгина главе региона чести не делает. Если молодые люди оказались откровенно слабы как управленцы, то грош цена распиаренным кадровым конкурсам в правительство Алексея Цыденова, да и рекламируемому им федеральному конкурсу «Лидеры России». Ведь тот же Евгений Малыгин, один из его прошлогодних финалистов, проработал в министерстве чуть больше полугода. Если же кадровый отбор был качественным, то что происходит в коридорах власти Бурятии такого, из-за чего молодые талантливые управленцы уходят оттуда в поисках лучшей доли?
«Вся жизнь — театр»
Не факт, что сия участь не коснется и министров нового призыва. Александру Бардалееву, главе бурятского минэкономразвития, кстати, тоже одному из финалистов «Лидеров России» прошлого года, молва прочит скорое возвращение в банковскую сферу. Министра культуры Бурятии Соелму Дагаеву, получившую свой пост в результате победы над почти сотней конкурентов, мечтают отправить в отставку противники недавнего увольнения директора театра оперы и балета Аюны Цыбикдоржиевой.
Вполне банальное событие — смена руководителя республиканского учреждения — вдруг переродилось в затяжной конфликт со всеми вытекающими последствиями. Казалось бы, чего проще? Есть директор театра, к которому имеются вопросы по движению денежных средств. Есть статья, по которой любого директора учредитель вправе уволить без объяснения причин. Министерство культуры Бурятии в рамках своих полномочий так и поступило с Аюной Цыбикдоржиевой.
Однако публичные демарши, митинги, скандалы с разоблачениями в СМИ, последовавшие за ее увольнением, никак не характерны для обычного трудового спора. Теперь и неискушенным понятно, что противостояние Дагаева vs Цыбикдоржиева лишь видимая часть процесса, развивающегося в политических недрах республики. Налицо межэлитный конфликт за сферы влияния и доступ к бюджетным средствам.
Наивно полагать, что Аюна Цыбикдоржиева, человек далекий от театрального мира, случайно когда-то оказалась в кресле руководителя театра. Но даже если и так, надо отдать должное ее способностям обрастать связями и выстраивать отношения. Многие люди от Белокаменной до заграницы выступили сегодня в ее защиту.
А ведь не так давно Иван Ургант шутил на всю Россию по поводу того, как «Бурятский театр оперы и балета отпраздновал свой юбилей массовой дракой». «Нас обвиняют в том, что мало стали говорить о культуре, — начал свой рассказ о происшествии в бурятском оперном Иван Ургант. — Вообще говорим про деньги. А вот про культуру практически не говорим. И сегодня мы решили восполнить пробел», — сказал он с сарказмом и поведал о массовой драке бурятских артистов: «Оперные против балетных. Сильные легкие против сильного паха. Сопрано против фуэте. Уникальный случай, когда артисты балета получали сразу две пачки одновременно».
Как ни странно, но комментарии по поводу увольнения директора театра сегодня опять сводятся к причинам той нашумевшей драки. Но к противостоянию оперных и балетных сегодня прибавилась линия «звезды и их покровители», и, к вящей сумятице, борьба, прости господи, религиозных сект, Хаббарда и «Матери мира Майтрейи». Но шутки в сторону.
Не буди лихо
Зачем Соелме Дагаевой, делающей первые шаги на поприще министра культуры, принимать решение об увольнении директора театра? У ее предшественника Тимура Цыбикова обратный отсчет пребывания в должности начался с публичного противостояния с театром «Байкал». Все это прекрасно помнят. К чему наступать на те же грабли? Понятно, что новому министру увольнение директора театра убедительно рекомендовали. Если так незатейливо бросать под каток людского недовольства новоиспеченных руководителей, то бреши в правительстве Алексея Цыденова будут только расти.
Руководители республики старой закалки масштаба Леонида Потапова в театральную кухню не вмешивались. При первом же главе-варяге Вячеславе Наговицыне это табу было сломлено. Вопреки всем и вся бурятское правительство во главе с ним зарубило планы по строительству здания для театра «Байкал». Любви жителей Бурятии это ему не прибавило, хотя в публичных разбирательствах министерства культуры и национального театра он не участвовал.
Дальше — больше. Следующий технократ в храме искусств орудует уже лично. Кто надоумил главу региона лезть в эти дебри в то время, как множество действительно жизненно важных для жителей Бурятии вопросов остаются без ответов?
Мало кто будет радоваться, если Алексея Цыденова настигнет участь Натальи Ждановой, уж слишком в жителях Бурятии сильна боязнь перемен. Но вся эта возня в песочнице порядком поднадоела. Ничего, кроме депрессии и роста протестных настроений, она не дает, а потому гарантий, что в следующем «губернаторопаде» главы Бурятии точно не будет, пока нет.