Почему Александр Голков не справился со стихией и кто виноват в транспортном коллапсе Улан-Удэ
Снег в столице Бурятии с небольшими перерывами идет уже почти месяц. С одной стороны радует градусник, для декабря очень тепло, но с другой, полумиллионный город, и так измученный проблемами несовершенной инфраструктуры и пробок, окончательно "встал". Кто в этом виноват, и почему простой снег превратил жизнь улан-удэнцев в кошмар, в материале "Республики":
Весь прошедший месяц горожане и жители пригородов испытывали трудности с тем, чтобы добраться куда-либо. То есть трудности с этим у нас постоянные, но в эти дни было намного труднее, чем обычно. Социальные сети пестрят фотографиями и видеороликами с толпами на остановках, драками за место в маршрутке или автобусе, с пассажирами, толкающими общественный транспорт и т.д. Как сообщали СМИ, в особо тяжелые дни люди собирались ночевать на работе, так как уехать домой они просто не могли, даже простояв на остановке 2-3 часа.
Из-за гололеда и снежных накатов количество ДТП увеличилось вдвое, а то и втрое. Многие водители винят в этом напрямую городские власти и собираются подавать в суд.
Еще неизвестно как гололед и пробки сказались на работе скорой помощи, ко всем ли тяжелым пациентам врачи успели приехать, ведь люди не выбирают когда болеть, страшное может случиться и в ясный день и в снежную пургу.
На фоне всего этого хаоса люди резонно ждали эффективных действий городских властей. Но власти сделали вид, что ничего страшного не происходит. Обычно словоохотливый мэр Голков, который часто делится с подписчиками в социальных сетях мудрыми цитатами и изречениями, в последний месяц был очень немногословен.
Может быть и правильно, ведь похвастаться ему было особо нечем, снегоуборочной техники на дорогах замечено не было, дорожных рабочих в ярко-оранжевых жилетах также не наблюдалось. Стоило Голкову все же открыть рот и призвать улан-удэнцев взяться за лопаты и самим решать проблемы со снегом, обозленные горожане ответили градоначальнику гневными комментариями и посоветовали ему начать с себя.
Несомненно, в Улан-Удэ не осталось ни одного человека, который не согласился бы с тем, что Голков в данной ситуации показал себя как совершенно беспомощный мэр. Пусть в обязанности мэра по новому уставу и не входит забота о городском хозяйстве, ведь на это есть сити-менеджер, однако, с Голкова все равно есть спрос, как с человека, извратившего этот устав в своих интересах. Мало кто вообще помнит, что в городе есть сити-менеджер и зовут его Александр Аюшеев.
Можно возразить, что человек беспомощен против природной стихии, и несмотря на все свои недостатки Голков тоже человек, однако стихия тут не причем. Да, в городе выпало много осадков, в три раза больше нормы, но Улан-Удэ не единственный город, попавший в такую ситуацию. И в других городах, даже если не брать в пример Канаду и Финляндию, с этим как-то справляются. Так отчего же простой, пусть и обильный снег в бурятской столице стал причиной городского коллапса?
Во- первых, потому, что в городе много старых и ноющих инфраструктурных проблем. Как правило, на их фоне жизнь в городе может усугубить малейшее дуновение ветерка.
Давняя проблема пробок. В Улан-Удэ определенными личностями просто убит общественный транспорт. Его место заняла маршрутная мафия, корни которой далеко не в бандитских кругах, а на площади Советов. От того, что в отдаленные районы, да и по городу, не ходит комфортный общественный транспорт, автобусы и трамваи, а маршрутки физически и концептуально не способны справиться с этой задачей, люди вынуждены покупать автомобили, лезть в кредиты ради старой рухляди. Машины создают пробки, особенно когда выезжают одновременно. Добавьте легкий снежок и вуаля! В городах, где все нормально с общественным транспортом, нет диких пробок, соответственно, коллапс наступает только при значительном стихийном бедствии.
Стихийные парковки. Одна проблема вытекает в другую. Большое количество частного автотранспорта, используемого по маршруту дом-работа-дом, создает проблему парковок. На весь рабочий день люди бросают свои машины прямо на проезжей части, сокращая пропускную способность улиц, особенно в центре, на 50 и более процентов. Добавьте снежка, снежных отвалов на обочинах, которые забирают еще 20% дороги, и все, город встал. Если проблема стихийных парковок, как и общественного транспорта не решается десятилетиями, чему же тут удивляться?
Городские власти не пытаются воздействовать на проблему хотя бы пропагандой, при этом имея целый телеканал в собственности, пару газет и сайтов, контракты на медийное обслуживание и т.д. Просто, наверное, Голков боится, что не останется места на собственный пиар.
Комбинат по благоустройству ласково называемое в администрации города «Горговном», на деле соответствует своему названию, нищее предприятие с изношенным оборудованием. В последний раз комбинат централизовано закупал технику еще при Айдаеве в 2011 году, и то это была небольшая партия. С тех пор за комбинатом числится 171 единица, из которых на улицу в зимнее время выходит не больше 40- ка. Из более менее нормального четыре грейдера, четыре большегрузных самосвала, два больших и два мини - погрузчика BobCat. В общем-то и все. На город в котором сотни километров дорог.
При этом, судя по данным комбината, используется имеющаяся техника крайне не эффективно. Нет приоритета улиц и районов. Например, вместо того, чтобы каждое утро кидать все силы на проблемные участки по улицам Борсоева, Смолина, Трубачеева, Терешковой и т.д., технику распыляют на уборку дороги на кладбище в Загорске и на кладбище на Шишковке, дорог в поселке Стеклозавод и в поселке Энергетик. При этом уборка проводится с черепашьей скоростью, по две-три улицы в день на городской район. Неудивительно, что горожане визуально не наблюдали ни технику, ни дорожников.
В схожей погодной ситуации другие города типа Улан-Удэ, например подмосковная Балашиха или Брянск, справляются гораздо лучше, потому, что на улицы там выходит более ста единиц техники. Кроме того, зимой часто технику предоставляют дорожные организации, ведь зимой сезон строительства заканчивается и техника стоит до весны. Здесь два пути сотрудничества, либо за деньги, либо по дружбе, как смогут договориться городские власти. Судя по всему мэр Голков не смог договорится никак, ну или почти никак. Кто-то помогает, но это капля в море.
При всем при этом, бюджет комбината по благоустройству составляет более 300 миллионов рублей в год, львиная доля которого уходит на зарплату сотрудникам, а их в «Горговне» более 600 человек. Предприятие неплохо зарабатывает на платных услугах, не только вывозя твердые и жидкие отходы домохозяйств, но и предоставляя частникам в аренду собственную и так дышащую на ладан технику.
Вывод напрашивается весьма простой. Не стихия виновата, а неумение руководить городским хозяйством. Тут даже больших денег не надо, а просто пару-тройку правильных управленческих решений, но даже на это наши городские власти не способны.