Из-за низкой цены проезда водители уходят с пассажирских маршрутов Улан-Удэ
Едва улеглись «сотниковские» страсти по 129-му маршруту, как замаячила проблема посерьезнее. Неделю назад частные перевозчики бурятской столицы внезапно объявили, что со следующего года тарифы на их услуги повсеместно вырастут.
На сколько именно, не уточнили, ибо новые «таксы» обретут законную силу лишь после скрупулезных согласований. А вот почему, пояснили. По их словам, доходы давно не окупают расходы, особенно при тотальной инфляции. Сейчас перевозчики собирают документацию и попутно разъясняют причины повышения тарифов, призывая проникнуться их незавидным положением.
— В маршрутных автобусах стоимость проезда не покрывает затрат, — говорит председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Бурятии Игорь Сластин. — Последний раз расчеты по уровню рентабельности были поданы в 2015 году, а защищены к 2016-му, когда произошло повышение цен буквально на все на 20-40%. Если раньше топливо стоило 33 рубля за литр, то теперь — 49!
Недешево обходятся ОСАГО, комплектующие и ремонт. Запчасти якобы российского, фактически же — иностранного производства, подорожали вслед за долларом за последние несколько лет. Требуются они часто. Ремонт двигателя, сцепления, коробки передачи и т.д. встает в десятки тысяч рублей, не говоря уже о замене.
Компании по пассажироперевозкам долго и упорно сдерживали, но отныне пересматривают цены на проезд. Наверняка назвать размер будущих тарифов — все равно что гадать на кофейной гуще, заявил собеседник МК в Бурятии, ведь они не берутся с потолка, а имеют экономическое обоснование и рассчитываются по определенной формуле.
В эти дни маршрутчики готовят, а до Нового года подадут документы, которые рассмотрит сначала комитет экономического развития и туризма администрации Улан-Удэ за один, максимум два месяца, возможно, скорректировав цифры, потом к работе подключится тарифная комиссия, а затем — городской совет депутатов, решением которого и произойдет изменение цен. Коль народные избранники вынесут положительный вердикт, тарифы повысятся к следующему лету.
В то же время на головы перевозчиков обрушатся новшества вроде обязательной установки тахографов для контроля за собственным графиком, валидаторов для безналичного расчета по картам (каждое устройство — от 30 до 100 тыс. рублей) и даже покупки автобусов, адаптированных под инвалидов (от 5 до 10 млн). Оплату поднимут и те, кто работает по регулируемым тарифам, и те, кто работает по нерегулируемым, в том числе на пресловутом 129-м маршруте.
— Прежде чем этот маршрут «перекочевал» из первой категории во вторую два года назад, перевозчик отстоял цену на проезд в 37 рублей через районный совет депутатов и мог нахрапом поднять ее до желаемого уровня, несмотря на протестные настроения в обществе, — заметил Игорь Сластин. — Но перевозчик решил пойти цивилизованным путем и написал обращения главе и прокурору Бурятии.
Председатель профсоюза подчеркивает: жители Сотниково возмущались сложившейся ситуацией, а чиновники пиарились на ней, зарабатывая политические очки. Качество же услуг, к которому апеллировали участники сельского схода, зависит от величины «таксы», а не наоборот: высококлассному сервису неоткуда взяться при недостаточной выручке. Впрочем, как и успешному бизнесу при постоянном «закошмаривании». Если водитель выйдет на линию, его с большой вероятностью остановят, проверят и оштрафуют. Платить приходится дважды, и зачастую — по московским меркам с улан- удэнской зарплатой.
Карают рублем и за перегрузы. Чтобы избежать давки в салоне, нужно приобрести транспортные средства большей вместимости и большой стоимости — от 3 млн рублей. Чего сделать не в состоянии даже муниципальные автопредприятия и тем паче — коммерческие, которые умудряются эксплуатировать своих «железных коней» по десять лет и осуществлять до 90% пассажирских перевозок в нашем городе.
Все эти факторы привели к тому, что в отрасли сравнялись прибыли и затраты, снизился заработок (финансовые трудности испытывают в особенности те, кто курсируют до отдаленных поселков) и начался массовый исход из этой сферы.
— Нужна мотивация, иначе человек не держится за свое рабочее место, и происходит отток профессионалов и приток дилетантов, — рассуждает Сластин. — Именно это наблюдается у нас в настоящий момент. Там, где были стабильные коллективы — текучка кадров. Водители уходят, маршрутки простаивают. Плюс население настроено против перевозчиков, хотя от их деятельности во многом зависит его комфорт. Но мы готовы проводить работу над ошибками. Пусть представители контролирующих органов осматривают машины и ездят вплоть до конечных остановок, но ведут профилактические беседы перед тем, как принимать карательные меры. Собираемся организовывать и круглые столы при участии всех заинтересованных сторон. И очень хотим сказать власти и обществу: повернитесь к нам лицом!
Как сообщили корреспонденту МК в Бурятии в администрации Улан-Удэ, в комитет экономического развития пока не поступали документы для пересмотра действующего тарифа, не менявшегося с 4 марта 2016 года и составляющего сейчас 20 рублей. «Поводом к повышению может стать рост цен на шины, топливо, смазочные материалы, запасные части, увеличение МРОТ, изменение пассажиропотока в связи с ростом автомобилизации», — отметили в мэрии. Все то, о чем шла речь выше, и что имело место быть действительно. А, значит, планируемые изменения превращаются из туманной перспективы в суровую реальность.