— Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Сегодня предлагаю Вам обсудить целый ряд вопросов, которые касаются деятельности службы Росреестра. начать хочу с Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Он действует с января 2017 года. Вы уже информировали астраханцев о тех изменениях, которые появились в системе регистрации в связи с этим законодательным актом. Напомните, пожалуйста, чем принципиально отличается старый и новый механизмы регистрации недвижимости?
— С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации.
Сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), объединивший сведения, которые содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП.
В ЕГРН вошли, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах ранее содержались в кадастре недвижимости.
Согласно новому Закону государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав исключительно полномочия Росреестра.
Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно.
Учет и госрегистрация проводятся одновременно в следующих случаях: создание объекта недвижимости, образование объекта недвижимости, прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, образование или прекращение существования части объекта.
Согласно новому Закону Управление Росреестра по Астраханской области самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.
Ранее юрлицо было обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требовалось лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.
Установлен единственный случай отказа в приеме документов.
В приеме документов отказывают, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (не предъявлен документ, удостоверяющий личность).
В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения.
Согласно новому Закону общий срок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав сокращен.
При подаче документов в Росреестр он составляет:
— 5 рабочих дней — для кадастрового учета;
— 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;
— 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.
Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены. По сравнению с ранее действовавшими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 55 оснований).
Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.
Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации теперь составляют:
— три месяца — по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
— шесть месяцев — по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.
Ранее госрегистрация прав по решению госрегистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.
Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН вносятся в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов).
Зарегистрировать право можно в любом городе, независимо от места нахождения объекта недвижимости.
— Теперь поговорим о том, что нового появилась в контрольно—надзорных функциях Росреестра, ведь проверкой соблюдения земельного законодательства Вашей службе приходилось заниматься и раньше. Знаю, что в ближайшее время вам предстоит оценка рисков противоправных действий при использовании земельных участков. По каким критериям вы будете это делать?
— Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017 № 943 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» определены критерии отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Управлением Росреестра по Астраханской области (далее — Управление) государственного земельного надзора.
1. К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;
б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.
2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;
б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.
3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
— Уточните, кто является владельцем участка с определенной категорией риска: частник, юридическое лицо или предприниматель?
— Проведение Управлением проверок соблюдения требований земельного законодательства с применением риск-ориентированного подхода осуществляется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К одной из категории риска могут быть отнесены только земельные участки, правообладателями которых являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. Земельные участки, правообладателями которых не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, не подлежат отнесению к категориям риска.
— Как индикатор риска повлияет на использование земельного участка?
— Министерством экономического развития Российской Федерации индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора еще не утверждены. На данный момент существует проект индикаторов риска нарушений обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора.
Утвержденные индикаторы риска будут являться основанием для проведения внеплановых проверок юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
— Где и в течение, какого срока владелец сможет узнать категорию риска своего участка?
— По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Управление в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.
— И еще ряд вопросов, которые волнуют астраханцев — собственников недвижимого имущества. В 2016 году в Российской Федерации приняты Законы о переходе к его государственной кадастровой оценке. Это весьма «чувствительный» вопрос, ведь на основании цены начисляются налоги. Многие астраханцы считают, что кадастровая стоимость их имущества на самом деле — завышены. Так ли это, и может ли Росреестр помочь тем, кто не согласен с оценкой?
— Обращаю внимание, что Росреестр не проводит кадастровую оценку объектов недвижимости, но участвует в исправлении её результатов, если у правообладателей объектов недвижимости есть сомнения в правильности результатов оценки.
Кадастровую стоимость объектов недвижимости определяют независимые оценщики в ходе проведения государственной кадастровой оценки, утверждают региональные органы исполнительной власти.
В соответствии с действующим законодательством налоговые и арендные платежи за землю рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельных участков с применением ставок, утверждаемых органами местного самоуправления.
В период 2013-2015 годов в Астраханской области проведена актуализация государственной кадастровой оценки земельных участков из состава земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности и иного специального назначения, лесного и водного фондов.
Новая актуализированная кадастровая стоимость данных земельных участков была внесена в государственный кадастр недвижимости и внедрена в систему налогообложения в 2014 году (земли населенных пунктов), в конце 2015 года (земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, лесного и водного фондов).
В связи с этим, начиная с 2015 года для земельных участков, расположенных в населенных пунктах и с 2016 года для земель сельскохозяйственного назначения и промышленности, налог на землю стал рассчитываться с использованием новых результатов государственной кадастровой оценки.
Таким образом, увеличение земельных платежей связано с изменением кадастровой стоимости земельных участков в результате проведения Правительством Астраханской области актуализации кадастровой оценки.
В 2017 году в Астраханской области продолжила работу комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области.
За истекший период 2017 года в комиссию поступило 280 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. Заявления в комиссию поступают от граждан (67%), юридических лиц (32%), а также органов местного самоуправления (1%).
Все заявления, поступившие в Комиссию, поданы по основанию установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости.
Из всех рассмотренных обращений в 63% случаев заявления были удовлетворены в пользу собственников и арендаторов объектов недвижимости, в отношении 37% заявлений Комиссией отказано в снижении кадастровой стоимости.
Основной причиной отказа Комиссии в снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости является несоответствие отчета об оценке рыночной стоимости требованиям Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также установленным федеральным стандартам оценки.
— Наш регион — один из не многих, кому выделены средства из федерального бюджета на проведение комплексных кадастровых работ. В их финансировании участвует и сам регион. Уточните, пожалуйста, где эти работы уже начались, и какого результата Вы от них ожидаете?
— В 2017 году Астраханская область отнесена к одному из трёх пилотных регионов, которым предоставлена субсидия из федерального бюджета на выполнение комплексных кадастровых работ.
17.02.2017 заключено Соглашение между Росреестром и Правительством Астраханской области о предоставлении субсидии бюджету Астраханской области из федерального бюджета в целях софинансирования проведения комплексных кадастровых работ
В соответствии с Соглашением общая стоимость работ в Астраханской области на 2017 год — около 5 миллионов рублей. При этом размер субсидии из федерального бюджета составляет 4 миллиона 190 тысяч рублей, то есть 84 % от общей стоимости. Объём финансирования из бюджета области — 798 тысяч рублей.
Комплексные кадастровые работы проводятся на территории трех муниципальных образований Астраханской области: «Город Астрахань», «Наримановский район», «Харабалинский район».
Всего заключено 7 муниципальных контрактов:
5 — в городе Астрахани, дата муниципальных контрактов 02.05.2017;
1 — в Наримановском районе, дата муниципального контракта −14.04.2017;
1 — в Харабалинском районе, дата муниципального контракта — 07.08.2017.
Работы проводятся на территории 12-и кадастровых кварталов:
— г. Астрахань — 6 кварталов (5 садоводческих товариществ: «Весна», «Труд», «Надежда», «Росинка», «Судокорпусник»);
— Наримановский район — 1 квартал (п. Пригородный МО «Солянский сельсовет»;
— Харабалинский район — 5 кварталов (с. Вольное, п. Сероглазово).
Площадь территории выполнения комплексных кадастровых работ около 486 гектаров. Количество объектов недвижимости, вовлеченных в проведение комплексных кадастровых работ — 2613.
В результате выполнения комплексных кадастровых работ будут подготовлены карты-планы территории, содержащие необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Целью проведения комплексных кадастровых работ является вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, увеличение налогооблагаемой базы, уменьшение количества реестровых ошибок и, как следствие, земельных споров.
Учитывая наличие сведений, содержащихся в документах территориального планирования, в ходе комплексных кадастровых работ будет выполнено:
— уточнение местоположения границ, в том числе исправление реестровых ошибок, в отношении 1443-х земельных участков;
— образование 280-ти земельных участков, в том числе 9-ти земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами;
— установление или уточнение местоположения границ в отношении 890 зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
По состоянию на 18 сентября выполнены следующие работы:
На территории г. Астрахани и Наримановского района по результатам выполнения комплексных кадастровых работ проводятся заседания согласительных комиссий, на которых рассматриваются обоснованные возражения правообладателей земельных участков в отношении установленного местоположения границ объектов недвижимости. Уже проведено три заседания согласительных комиссий по садоводческим товариществам «Весна» и «Труд» г. Астрахани и п. Пригородный Наримановского района. Письменных возражений пока не поступало. Однако такие возражения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» граждане вправе направить в комиссию ещё в течение тридцати пяти рабочих дней со дня проведения первого заседания согласительной комиссии.
На территории Харабалинского района государственный контракт с исполнителем заключен 07.08.2017. В связи с чем выполняемый этап работы в Харабалинском районе — это топографо-геодезическая съёмка и подготовка карты (плана) территорий.
— При совершении операций с недвижимостью важно получить квалифицированную консультацию. Где и на каких условиях получить дополнительную информацию по тем вопросам, которые мы сегодня обсуждаем?
— Получить необходимую информацию можно на информационных стендах в территориальных отделах Управления, в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области, в АУ АО «МФЦ», на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru.
Еженедельно размещается важная информация для граждан, объявления, новости и иная информация в СМИ, размещается информация на сайтах органов местного самоуправления.
В целях оказания помощи гражданам по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета специалистами Управления ежеквартально проводятся мероприятия «День открытых дверей», консультации по телефону в форме «Горячих линий».
Информация предоставлена сетевому изданию Astrakhan.Site пресс-службой регионального Управления Росреестра