Сетевое издание Astrakhan.Site нередко обращает свой взор на историю нашего края — в настоящий момент, хоть и нерегулярно, но мы публикуем серию материалов о том, какие отношения были между Иваном Грозным и местными князьями перед присоединением Астрахани к России в серии «Астрахань в старые годы...». Однако сегодня мы рассмотрим более близкое прошлое — вторую половину XIX века и постараемся подробно рассказать о названиях, истории происхождения и населении находящихся рядом с городом сел и поселков. Не всех, конечно...
В 1877 году здесь было 264 двора (далее в тексте указаны данные на этот год). На правом берегу реки Царев. Основал табунный голова Каспулат Еешев около 1723 года, название получено от реки, татарского слова «тиек» — вода (прим. что нам показалось сомнительной версией. Далее также возникает много вопросов, однако в источнике дана такая информация). В селении 7 мечетей, торговых лавок — 25, две кузницы, пожарный обоз и станционный пункт с тремя лошадьми, волосное правление. На землях Зацаревского селения находятся два фотонафтильных завода «Мейерсон и Ко» и Серебрякова.
Эта территория в настоящее время находится за рекой Царев, если двигаться из центра Астрахани — там, где начинается улица Адмирала Нахимова. Старожилы до сих пор называют участок от храма Святого Владимира до реки по набережной Приволжского Затона (Адмиралтейский затон) как «Царев» — а здесь речь идет о локации «за» этим местом.
Интересно происхождение названия этого села — по одной из версий, около этого селения протекал узенький ерик, через который татарка уронила башмак. Находится на правом берегу реки Кизань, основателем был некто Гила Кизан. В селении четыре мечети, пять лавок, пожарный обоз и четыре школы. 232 двора.
30 дворов, на левом берегу Кизани. Заселено около 1720-х годов и получило название от табунного головы Джаксата. Одна мечеть и пожарный обоз.
18 дворов, на левом берегу реки Царев. Основателем был табунный голова Семен Арманов. Мечеть и пожарный обоз.
62 двора, на левом берегу реки Царев. Заселено татарами около 1760-х годов. Название получило от расположения своего возле песчаного бугра — по-татарски «ярле-тюбе». Две мечети, две лавки и пожарный обоз.
70 дворов, на правом берегу реки Кутум. Поселение существует с 1670-х годов и названо именем начальника татар Джаменея. Около этого селения протекают реки Кутум, Криуша и ерик Бердеш, отчего оно названо Трехпротокское. Две мечети, школа, три торговых лавки и пожарный обоз.
Интересно происхождение названия этого села: оно дано от водившихся в густом лесу ворон — карги — а лес назван «Каргалык». 76 дворов, на левом берегу реки Мордана (Мордашки) и основателем был табунный голова Сумпанале. В селении две мечети, лавка, кузница, пожарный обоз и земский станционный пункт с тремя парами лошадей.
Название получило от того, что между татарами жил человек, отличавшийся добродетельностью и трудолюбием и считавшийся святым — Мошаёк или Мошаик. 60 дворов, при ерике Казачьем. Две мечети, школа и пожарный обоз. Засеиваются бахчи.
120 дворов, на левом берегу реки Большая Болда. Получило название от слов Ядыгеря, обращенных к народу, «Келечи», т.е. «иди сюда», и вследствие этого татары назвали поселение Келенчинским. Три мечети, школа, пять лавок, пожарный обоз и сарай. Земский станционный пункт с парой лошадей.
72 двора, на левом берегу реки Рычи. Селение основано в 1670-х годах татарином Мамбет-Ажи Сантемировым, носившим железную шапку, которая по-татарски называется «тулуга». Прежде селение находилось при реке Бобре, а около 1840-х годов переселилось к Рыче. Две мечети, две лавки, школа, пожарный обоз и обывательский станционный пункт с одной парой лошадей.
Интересно, что в половодье селение затоплялось и жители выкочевывали на расстояние от жилища за 50 верст. Так что какой населенный пункт достоин названия «Южная Венеция» — это большой вопрос 🙂
33 двора, на ерике Кулаковском. Основателем был Кулак. Мечеть, школа и пожарный обоз.
Еще интересные названия и истории, но уже подальше от Астрахани:
Дополнительные наименования села Никольское — Безпутное и Григорьевское. Селение Самоздельское также называлось как Голодное. Старое название селение Федоровское — Харбай — означает на калмыцком «большая белуга».
А вот ребята в селе Житное (Досадинское) в 113 дворов, которое находится на высоком бугре у самого юго-западного угла волжской дельты (напомним, что данные 1877 года) были весьма серьезные — во времена Стеньки Разина остров долго служил главным становищем его шайки. Во времена Петра Первого в 1722 году здесь складывался провиант (зерно). Тогда остров и получил название Житный. На картах начала прошлого века село называлось как Досада, местная пристань — Житнинский (см. фото в начале статьи).
Село Бахтемирское (Семирублевое) — одни утверждают, что название дано бугру потому, что убит здесь человек, у которого найдено семь рублей ассигнациями (прим. лихие люди тут жили — впрочем, это следует из следующего текста). Другие говорят, что бугор отводился под покос за семь рублей. Первые поселенцы были беглые солдаты и крепостные люди. В селе есть питейное заведение.
Перенесемся на другую сторону Волги и поближе к Астрахани:
36 дворов, получило название от бугра Кучерган, заселено татарами при Петре Великом. Мечеть, частное училище, волостное правление и пожарный инструмент.
21 двор, название означает «военные люди» (или «новый воин»).
11 дворов, заселен с 1860 года, молитвенный дом, училище.
Жители — татары — занимаются кошением сена и камыша, возкой соли, разведением бахчей, скотоводством, рыболовством и другими работами.
На этой рабочей ноте и закончим. Поясним только, что, если вдруг взбредет в голову отправиться в штаб Стеньки Разина и искать там артефакты, Житное (Досада) находится уже на большой земле — Каспийское море обмелело...
В публикации использованы данные из «Трудов Астраханского губернского статистического комитета. Выпуск V», 1877 г.