Почему Улан-Удэнский горсовет так и не возродил должность детского омбудсмена по городу
С шокирующих событий, произошедших в улан-удэнской школе №5 пос. Сосновый бор, куда с топором в руках средь бела дня ворвался ученик, прошел месяц. Выписалась из больницы раненая учительница. Пошли на поправку получившие травмы дети. Вдруг выяснилось, что никакой кризис не мешает оказать всем пострадавшим хорошую материальную поддержку и отправить проходить реабилитацию
В школе сделан ремонт, возобновились занятия, на входе вот-вот установят тревожную кнопку, турникеты и металлоискатели. По решению главы Бурятии, как по мановению волшебной палочки, в школы добавят еще 118 ставок педагогов-психологов, которые будут работать в муниципальных образовательных организациях по «сетевому» и «кустовому» принципам. Сделано все, кроме ответа на вопрос, почему всего несколько лет назад городские власти ликвидировали в наших школах детских омбудсменов.
Однако, как пишет "МК в Бурятии", та самая работа, которую сегодня с таким энтузиазмом бросились выполнять власти, не так давно уже была проделана, имела конкретные результаты, ответственных людей и отработанные механизмы. Пусть не 118 психологов, но уполномоченные по правам ребенка работали в каждой (!) улан-удэнской школе, включая ту самую, где произошла январская трагедия. Еще в 2010 году в городе был учрежден свой городской омбудсмен по правам ребенка в лице депутата Индиры Шагдаровой.
Столкнувшись с тем, что решать вопросы защиты прав учеников в одиночку невозможно, Шагдарова фактически за свой счет создала институт школьных омбудсменов. Обучила в Америке специалистов, учредила аппарат, изучила нормативно-правовую базу.
Уже в октябре 2012 года в каждой улан-удэнской школе (!) прошли выборы «уполномоченных по правам участников образовательного процесса». Аппарат уполномоченного снабжал их литературой, приглашал на курсы, раздавал бланки учета проблем, с какими приходили к омбудсменам школьники. Как известно, ворвавшийся в класс ученик пос. Сосновый бор разозлился на то, что учительница русского языка и литературы поставила ему за четверть «двойку». В бланках школьных омбудсменов были расписаны и такие случаи.
Начинание поддерживалось председателем горсовета Александром Голковым, который не упускал случая подчеркнуть, что Улан-Удэ стал первым городом в России, где учредили школьных омбудсменов. Тогда Голков считал необходимым участвовать в проводимых омбудсменом мероприятиях и даже сидеть рядом с Индирой Шагдаровой. Статус школьных уполномоченных стал официальным, они были включены в структуру органов общественного управления образовательных учреждений, в межведомственный план мероприятий по профилактике школьных суицидов и другие. Возле каждого школьного гардероба висел красочный стенд, где размещались портреты всех известных уполномоченных, начиная от России-Бурятии и заканчивая городом и школой, с телефонами доверия, школьных служб примирения, памятками и сообщениями.
Если в 2013 году среди школьных омбудсменов прошел первый конкурс проектов школьных уполномоченных, а лучшие по итогам своей работы получили премии от некоммерческого фонда «Абсолют» в размере 5-7 тысяч рублей, то с избранием в 2014-м нового созыва депутатов со старыми лицами ни о каком уполномоченном по правам ребенка в Улан-Удэнском горсовете почему-то уже никто не заикался. Между былыми коллегами там пробежала тень, а уполномоченного по правам чиновников в мэрии создать никто не догадался. На мероприятиях Александр Голков уже не сидел рядом с Индирой Шагдаровой, да и таких мероприятий уже не было. Стенды рядом со школьными гардеробами сняли, комнаты примирения закрыли, а год назад депутат Шагдарова вообще написала заявление о досрочном сложении с себя депутатских полномочий.
Неизвестно, на каких условиях в 2010 году депутата Шагдарову коллеги выбрали уполномоченным по правам ребенка Улан-Удэнского горсовета и кто ставил эти условия, учитывая, что и мэр в Улан-Удэ был другой, и система взаимоотношений внутри городской власти разительно отличалась от нынешней.
Почему стартовавший в 2012 году институт школьных омбудсменов как блестящий проект частно-муниципального партнерства спустя всего пару лет исчез, словно его никогда и не было. Стоял ли вопрос о замене уполномоченного по правам ребенка в Улан-Удэнском горсовете и кто в таком случае выдвигал свои кандидатуры на данный пост? Вообще была ли со стороны города хоть какая-то попытка сохранить в Улан-Удэ институт школьных омбудсменов в качестве вполне работающей и, как показал наступивший год, уже жизненно важной структуры? Иными словами, случилась бы кровавая пятница 19 января 2018 года, если бы в школе №5 пос. Сосновый бор до сих пор висел стенд с портретом школьного омбудсмена?