Кто и что мешает сверхприбыльному бизнесу пассажирских перевозок пополнять республиканский бюджет
Фото: bus03.ru
Пассажирские перевозки в Бурятии традиционно, как гласит расхожее мнение, находятся в экономической «тени». При этом обороты этого бизнеса оценивают как значительные – миллиарды рублей в год. И доподлинно неизвестно, в каких объемах и куда уходят эти деньги
Как пишет "Новая Бурятия", налоговые поступления от этого бизнеса вполне могли бы поддержать республиканский бюджет. Особенно сейчас, когда поступления бюджета Бурятии сократились на 20%.
Выйти из тени
24 января полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло на совещании межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО отметил, что важно направить дополнительные усилия на сокращение доли теневого сектора в экономике регионов Сибири, которая остается по-прежнему высокой, несмотря на принимаемые меры.
– Наличие теневой экономики негативно влияет на бюджеты регионов, лишая, таким образом, территории средств на развитие, – добавил он.
Есть намерение развивать экономику, ликвидируя все «теневые» схемы, и у нового состава республиканского правительства. И деньги в республике на самом деле есть. В этом смысле было бы логично, чтобы предложения по выводу «из тени» пассажирских перевозок в целом по республике в первую очередь исходили бы от министра по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятии Сергея Козлова. Однако от него пока предложений на эту тему нет. Наверное, ему в этом отношении надо помочь. Хотя, надо отметить, министру подобные предложения поступали неоднократно, просто он о них умалчивал.
Можно вспомнить предложение о строительстве здания нового автовокзала, которое исходило от транспортной компании «Селенга». Видимо, не так уж и уютно перевозчикам этой компании в здании старого автовокзала, которое находится в аварийном состоянии. Это здание сильно пострадало еще во время мощного наводнения 1992 года, затопившее часть исторического центра столицы Бурятии. Говорят, что министр Козлов поддерживал это предложение инвестора, который якобы даже рассчитывал получить под строительство нового автовокзала участок земли на пересечении улиц Советская и Свободы.
История с автовокзалами
Напомним, что в 2009 году деятельность автовокзала в старом здании была приостановлена из-за нарушений требований пожарной безопасности. Здание автовокзала не было оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, были также выявлены нарушения правил эксплуатации электрооборудования и т.д. Вот тогда и встал вопрос о необходимости нового здания для автовокзала. И появились сразу два варианта – автовокзал «Северный» на проспекте Автомобилистов и автовокзал «Южный» на набережной реки Селенги. Последний, кстати, находится недалеко от старого автовокзала.
Минтранс РБ в лице г-на Козлова тогда принял соломоново решение – пусть работают два автовокзала с маршрутами на разные стороны Бурятии. В свободной конкуренции сумел выжить только автовокзал «Южный», который стал называться «Селенга». Перевозчики от собственника получили в аренду автовокзал и еще ряд объектов. Эти объекты тут же были сданы в субаренду по коммерческим расценкам.
Через некоторое время между перевозчиками и арендодателем возник конфликт в связи с пересмотром условий аренды автовокзала и других объектов. Перевозчики решили перебраться в аварийное здание старого автовокзала по ул. Советская, 1, который пять лет пребывал в заброшенном состоянии и, разумеется, никаким современным требованиям не отвечает. В этом здании, построенном в 60-х годах прошлого века, был проведен «косметический ремонт», хотя, конечно, лучше было бы снести это здание и построить на его месте новое капитальное здание.
Да собственником здания оказался шурин министра Козлова. Как говорят, совершенно случайно!
Министр Козлов вновь одобрил этот переход автоперевозчиков, пользуясь тем, что никто особо и не вникал в конфликт, связанный с автовокзалом «Южный». Бросается в глаза то обстоятельство, что Сергей Козлов во всех обстоятельствах, связанных с пассажирскими перевозками, выступает словно «наемный менеджер» транспортной компании «Селенга». Решила эта компания зайти на автовокзал «Южный», минтранс Бурятии это решение одобряет. Решила компания вернуться на старый автовокзал, минтранс тоже «за». Захотела компания получить земельный участок в модном месте, в центре города, под новый автовокзал, минтранс Бурятии опять «за». При этом налоги в нужном объеме перевозчики опять не платят.
Государственный интерес
А ведь здесь должен быть государственный интерес. Транспортная компания мечется по городу, скорей всего, потому, что не хочет терять свои «сверхприбыли», не хочет показывать свои финансовые потоки и тем более делиться с кем-то. Даже с государством!
Зачем строить новый автовокзал? Ведь уже существует автовокзал «Селенга» на набережной одноименной реки. Это здание находится в центре города и имеет все подъездные пути. Более того, это объект 4-й категории, который внесен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта Федерального дорожного агентства РФ. То есть это единственная в Улан-Удэ и Бурятии разрешенная автостанция, внесенная в реестр остановочных пунктов ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» Минтранса РФ (№03002)».
При этом собственник готов передать вновь под нужды республиканских пассажироперевозок безвозмездно! Представитель собственника уже говорил, что готов «на безвозмездной основе предоставить перевозчикам на базе автостанции «Селенга» всю необходимую инфраструктуру для надлежащего и безопасного оказания услуг по перевозке пассажиров, а именно: кассовый узел, зону обслуживания пассажиров, места для посадки и высадки пассажиров, отстойно-разворотные площадки, зону ожидания пассажиров».
И транспортному предприятию можно бесплатно зайти на автовокзал на набережной Селенги. А Минтрансу РБ при этом нужно поставить условие о том, чтобы там заработала единая государственная касса продажи билетов по всем направлениям республики. Не нужно будет никакой тетрадочки или журнала, как это делается сейчас. Таким образом, государство сможет видеть и контролировать все финансовые потоки междугородних пассажирских перевозок. Все расчеты можно будет вести в безналичной форме, как этого и требует современное законодательство.
Вот так и можно будет вывести из тени большой рынок пассажирских перевозок, который станет источником пополнения республиканского бюджета. Хотелось бы, чтобы, наконец, министр Козлов, который должен был бы по должности радеть за государственные интересы, занялся бы своим непосредственным делом и вывел бы рынок пассажирских перевозок из полукриминальной «тени».
Даже интересно, почему до сих пор в министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства не ведется работа в этом направлении? А может, министр Козлов просто не хочет работать?