Алексей Цыденов обсудил кадровый вопрос с коллективом Бурятского театра оперы и балета
На встрече с коллективом театра оперы и балета глава Бурятии Алексей Цыденов затронул самую больную тему культуры и образования республики – кадровый вопрос. Как сообщает "БМК", еще в самом начале дискуссий глава Бурятии подчеркнул, что речь в этот день пойдет в первую очередь о развитии театра
Цыденов заметил, что театр – это лицо республики, и он пришел развивать именно Бурятию, а "не Монголию, не Японию, не Иркутскую область":
- И разговаривать нужно о том, что будет с театром, насколько он готов и устойчив. Насколько тут хватает своих артистов, как мы ведем работу со своими артистами, как мы ищем таланты у нас, как мы их развиваем. В театре, безусловно, должны быть и привлеченные специалисты, и привлеченные звезды, для того, чтобы у нас был соответствующий уровень, чтобы мы в местечковую самодеятельность не скатились. Но это должно быть штучно, и акцент должен быть на развитие своих звезд… Если эти привлеченные специалисты в один день встали и вышли – все, театр лег?
В связи с тем, что глава Бурятии затронул еще одну тему, обсуждаемую в кулуарах, - обилие привлеченных артистов и специалистов из других регионов России, Монголии и Японии, взявшая слово художественный руководитель оперной труппы Дарима Линховоин поспешила объяснить, с чем это связано.
- Это я лично привожу сюда монголов. У нас хорошие ребята, но лауреатов международного конкурса Чайковского у нас нет. У нас сейчас сопрано нет, она еще учится. Пройдет только пять лет, когда она появится. Нет в училище, не приходят такие таланты. И пришла Батчимэг. Но что делать – она монголка… Меня упрекают, что я с монголами занимаюсь, но пока наших нет. Я буду ждать, когда наши приедут – буду с ними заниматься. Я стою на том, что монголы и японцы должны работать. Но больше мы не будем принимать, - заверила Линховоин.
Когда речь зашла о кадрах, заведующая труппой оркестра театра Дарья Станишевская обратилась к главе Бурятии с предложением, которое уже было высказано в свое время в министерстве культуры. Театральные деятели предложили открыть целевые курсы в ссузах и вузах Бурятии, и, по словам Станишевской, уже проведены переговоры с преподавателями, готовыми приехать из других городов и регионов для обучения.
Цыденов ответил, что в октябре в правительстве республики планируется совещание по кадрам для культуры, образования и здравоохранения.
- Мы в октябре проводим отдельное совещание по формированию целевого заказа, по тем специальностям, которые нужны нам в республике. Будет сформирован заказ и распределены целевые места. Сейчас этого решения нет, поскольку мы сводим общее. По нашим ссузам целевой заказ полностью наше финансирование, и мы его подтверждаем. По вузам я переговорил с Михаилом Котюковым (министр науки и образования России – ред.) по распределению, и он мы с ним даже договорились: «Давай я тебе общее количество бюджетных мест сохраню. А распределить по специальностям – ты давай мне предложения и мы их пораспределяем».
В свою очередь, Станишевская рассказала, что проблема здесь не сколько в целевых местах, а сколько в педагогах.
- Кадры нужны в первую очередь не в театр, а они нужны в училище. В училище учатся два человека, они нас не спасут. Проблема гораздо глубже. И она не в театре, что мы тут такие сидим, монголами-японцами обложились. Кадров нет на первой ступени.
С нею согласились выступавшие после нее известнейшие и легендарные артисты Галина Шойдагбаева и Вячеслав Бальжинимаев. Народный артист России, ныне преподающий во ВСГАКИ, рассказал, что в этом вузе «третий год не дают прием на вокальный факультет».
Ведущий солист Михаил Пирогов также отметил, что вопросом взращивания кадров театр как раз и занимается, и рассказал, что ему как раз помогали его педагоги из театра. Более того, он сам преподает в музыкальном колледже, но, по его словам, вопросом «взращивания кадров» должно быть заинтересовано именно министерство культуры.
Алексей Цыденов согласился со всеми вышеперечисленными доводами по взращиванию своих кадров, и рассказал, что в этом году обновлена вся материально-техническая база музыкального колледжа, хореографического училища.
- Правильно поставлен вопрос, что надо идти снизу. Но какая проблема – вы у нас звезда, но вы одна звезда. Я понимаю, что звезд не может быть много. Но хотя бы рядом с вами должны стоять такие звездочки, которые за вами будут тянуться. И вот нам об этом надо говорить. И сейчас задача – то, с чем мы идем, а не то, за что мы держимся, - заметил глава Бурятии.
От балетной труппы выступила балетмейстер Ольга Ивата, которая, услышав в словах главы Бурятии упрек по поводу отсутствия работы с молодежью, возразила, что работа с молодежью идет. Другое дело, что не все выпускники хореографического училища хотят остаться работать на родине, отметила она, и предложила принять какой-нибудь закон, который бы предписывал выпускникам после окончания училища два года отработать в родном театре. Также она встала на защиту японских артистов балета, о которых в народе говорят, что они якобы занимают места, куда могли бы прийти местные артисты.
- Нам самим очень хочется, чтобы приходили молодые талантливые артисты. И то, что здесь сейчас работают японцы – они сейчас не занимают чужое место. Они спасают ситуацию, для того, чтобы в нашем театре шли большие масштабные балеты, там, где нужна масса народу. Если сейчас убрать всех приглашенных специалистов из Японии, мы не сможем пустить ни один большой спектакль.
Алексей Цыденов согласился с каждым ее словом, но все же заметил:
- Даже если просто открыть программу на открытие сезона, то там основные партии десять балерин японских. Это хорошо, что они хорошо танцуют, но нужно готовить своих. Нет ничего зазорного в том, чтобы привлекать звезд со стороны, нам нужно держать соответствующий уровень. Нам нельзя скатиться в местечковую самодеятельность. Нам нужно привлекать специалистов-постановщиков, это тоже нормально. Но это не должно быть превалирующим.