Как стало известно сетевому изданию Аstrakhan.Site от пресс-службы регионального министерства образования и науки, на сегодня изъявили желание принять участие в программе «Земский учитель-2021», а также те, кто подходит по критериям отбора, 13-ть человек из Астраханской области. Педагоги, в случае принятия положительного решения по их кандидатуре специально созданной комиссией, готовые к переезду туда, «куда Родина зовет», получат единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей. Либо даже двух миллионов рублей, если вакансия открыта по Дальневосточному федеральному округу.
Все это прекрасно. И, как известно, денежки никогда не бывают лишними. Однако в предложении есть и свои «скрытые камни». Итак, о «подводных течениях».
Во-первых, вакансии предлагают в сельских населённых пунктах, посёлках или городках с населением до 50 тысяч человек. Во-вторых, новое место работы должно находиться не ближе, чем 200 км от места настоящего проживания заявителя. То есть, если претендент на компенсацию уже работает на территории, указанной в заявке, принять участие в программе он не сможет. В-третьих, срок контракта, сколько учитель должен отработать на новом месте, в независимости, понравилось ли ему, подходит климат, сработался ли он с новым коллективом – пять лет. Если что-то пойдет не так – «понаех» будет обязан вернуть деньги государству.
И да - отпуск по уходу за ребёнком в период пятилетнего срока отработки в период работы не включается. Также стоит отметить, что переезд придется осуществить за свой счет. Равно, как и подыскать себе на новом месте жилье. И быть готовым к завистливым взглядам коллег, которые работают в глубинке, куда ты приехал «за миллион», уже давно и бескорыстно.
Однако, если такие сложности все же не смущают и очень уж хочется трудоустроиться за пределами своей «малой родины», критерии для подачи документов следующие:
- наличие среднего профобразования или высшего образования и соответствие требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профстандартах;
- возраст до 55 лет включительно на дату подачи документов;
- при условии трудоустройства в образовательную организацию на вакантную должность учителя с объёмом нагрузки не менее 18 час в неделю за ставку.
Как и следовало ожидать, ведь речь идет о выплатах немалых, в федеральном бюджете на реализацию программы «Земский учитель» заложено неплохое финансирование. Более 1,6 млрд рублей - в 2020 году, более 1,2 млрд рублей - в 2021 году и более 1,1 млрд рублей - в 2022 году. Планируется, что в программе "Земский учитель" поучаствуют около 4,5 тысяч учителей. До конца года текущего единовременные выплаты получат более 1,8 тыс. человек, в 2021 году - более 1,3 тыс., в 2022 году - более 1,2 тыс. педагогов.
Кстати, проштудировав сайт «Земский учитель» можно сделать вывод, что наибольшим спросом при подаче заявок пользуются вакансии – учитель начальных классов, русского языка, литературы и физкультуры. Конкурс меньше – на физиков, химиков, математиков. Хотя… востребованность ставок зависит и от направления. Так, большой интерес у претендентов вызывает Московская и Ленинградская области(где, наоборот, нет ощутимого дефицита в кадрах), Краснодарский край (а что, так немало станиц и курортных сочинских уголков, вполне пригодных для переезда, причем не только на предстоящие пять лет, но и для того, чтобы укорениться в дальнейшем). Дальневосточный округ также не отстает (тут дело, видимо в удвоении цены за предложение).
Немаловажно, что потратить миллион, либо два, можно на любые неподотчетные никому нужды, и это заманчиво.
Вроде все предусмотрели. Однако, один вопрос, касающийся именно проблемных территорий, все же не до конца проработан: как быть с так называемыми «рокировками». Когда наш, востребованный здесь, но испытывающий нужду сельский учитель, уставший от безнадеги в своей глубинке, просто решает поменяться местами с таким же горемычным коллегой, проживающим за тысячи километров в таких же условиях, как это не было бы грустно и банально - из-за денег. Или - из-за веры в перспективу. Ведь на том месте, где сейчас работает он, этот «лям» или «два», в случае не отъезда, ему попросту не светит.
Итак, кто от этого выигрывает – учитель, которому «подарят» надежду на новую жизнь в новом крае с отработкой в пять лет. Ученики? Коллеги коллег? Либо образование в целом. А что думаете вы?