Не секрет, что владельцы служебного автопарка иногда сталкиваются с тем, что недобросовестные работники пытаются так или иначе «нахимичить» с топливом. Например, при заправке в бак уходит не весь объем закупаемого топлива, часть сливается в канистру. Или, например, водитель может заправиться на заправке с дешевым топливом, а чек привезет от другой АЗС. Еще вариант — вступить в сговор с работником АЗС с целью обналичивания средств с топливной карты. Вариантов множество и хороший хозяин всегда будет искать способы выявления и дальнейшего пресечения таких действий.
Система мониторинга транспорта ГЛОНАСС, которую мы внедряем на предприятиях, позволяет контролировать топливо при условии дооборудования транспортных средств специальными датчиками, позволяющими контролировать количество и расход топлива. На настоящий момент ассортимент этих датчиков велик и по принципу своего действия они делятся на два типа — датчики, измеряющие уровень топлива (далее — датчики уровня топлива или ДУТ), и датчики, измеряющие расход топлива (далее — расходомеры).
Напомним, что ранее в «ТрансМастер-Астрахань» нам рассказали, как с помощью спутника защитить машину от угона, а также в целом об использовании ГЛОНАССа в Астраханской области.
Наиболее распространены ДУТ, они позволяют контролировать уровень топлива в любой момент времени. ДУТ бывают аналоговые, частотные и цифровые. Именно цифровые датчики использует в работе «ТрансМастер-Астрахань», поскольку они обладают повышенной точностью по сравнению с аналоговыми или частотными. Принцип работы датчиков уровня топлива прост — они измеряют электрическую проницаемость столба топлива в топливной емкости. Перевод единиц проницаемости в единицы объема производится, исходя из специальной таблицы, которая получается в процессе тарировки. После установки датчика в пустой топливный бак, фиксируется показание датчика для пустого бака, затем доливается какой-либо фиксированный объем, например, 10 или 20 литров. Такой долив производится специальными мерными емкостями, имеющими фиксированный объем и ежегодно поверяемыми метрологами. После каждого долива в таблице каждый раз фиксируются показания ДУТ. Конечно, чем меньше объем мерной емкости и выше класс ее точности — тем выше точность измерения и тем более подробная таблица получится. На основании тарировочной таблицы система мониторинга строит график зависимости объема топлива от его уровня для данного конкретного бака и учитывающий его (бака) геометрию. Используя этот график, можно получить и промежуточные значения различными методами.
Система мониторинга транспорта, располагая данными датчиков уровня топлива, может информировать пользователя не только об уровне топлива в данный момент, но и месте, времени и объеме сливов и заправок, а также, основываясь на данных о пробеге, рассчитать величину расхода топлива на 100 км и это будет не теоретический расчет от норм расхода топлива, а фактически израсходованный объем. Для выявления махинаций диспетчеру или механику достаточно сравнить данные системы мониторинга с отчетом водителя (путевыми листами, чеками за топливо).
Понятно, что любая попытка контроля встречает сопротивление, если не всегда, то во многих случаях. Некоторые водители пытаются если не нарушить работу, то скомпрометировать точность ее показаний и стабильность работы. Возможные вмешательства в работу датчика уровня топлива:
Стоит заметить, что все эти вмешательства в работу оборудования специалистами чётко диагностируются, так что эти манипуляции не останутся безнаказанными.
Отметим также, что установка датчиков уровня топлива возможна не только на автомобили, но и на морские и речные суда, мобильные или стационарные емкости (например, цистерна, топливозаправщик или топливораздаточная колонка, генераторы) и т. д. Специалисты «ТрансМастер-Астрахань» с большим опытом в этой сфере помогут Вам решить любую задачу контроля топлива!