Годы правления Тимура Цыбикова и его «команды» сопровождались бесконечными скандалами, и увольнение директора Оперного Аюны Цыбикдоржиевой – из этой серии.
Сразу поясним, что говоря «бурятской», будем иметь в виду тонкий слой интеллигенции республики в целом. Это требует уточнения именно по причине серьезной «усушки» интеллигенции как класса не только в Бурятии. Наглядный пример – часть творческой интеллигенции, к которой именно в последнее десятилетие просится приставка «псевдо». В Бурятии тому есть предельно ясное объяснение – годы правления экс-министра Тимура Цыбикова и его «команды», которые сопровождались бесконечными скандалами. Увольнение директора Оперного Аюны Цыбикдоржиевой – из этой серии.
Поскольку свежи еще в памяти не только словесные потасовки в прессе, но и драки. Не только с участием певцов и танцоров театра, но и самого экс-директора Цыбикдоржиевой с режиссером театра, по факту которых Тимур Цыбиков снисходительно заявлял медиапространству: «Все «пиар» кроме некролога». И этому тоже есть объяснение. Назначение Аюны Цыбикдоржиевой не объяснялось ни профильным образованием, ни наличием авторитета в кругах «высокого» искусства, ни тем более наличием опыта работы в искусстве. Считается, что протеже ей, как собственно и самому Тимуру Цыбикову традиционно обеспечили влиятельный на тот момент баргузинский клан в лице Матвея Гершевича и Бато Очирова, экс-депутата и экс-директора крупной в прошлом бизнес-структуры «Икат». Нелишне уточнить, что Аюна Цыбикдоржиева и Бато Очиров сваты. Схема же создания личной вотчины экс-министра проста и работала по сей момент безотказно – его величество деньги. Из 800 миллионов рублей бюджета всех учреждений сферы культуры республики львиную долю – 230 миллионов – забирает один Оперный.
И тут начинается самое интересное. Ежемесячная заработная плата администратора оркестра(!) некоего С. Струкова составляет 166 тысяч рублей. На такую заработную плату весь кабинет министров заодно с высокооплачиваемыми депутатами должны срочно подать в отставку и выстроиться в очередь в Оперный. А Аюну Цыбикдоржиеву как успешного кризис-менеджера логично бы водрузить как минимум на место зампреда правительства по экономике. Поскольку экономические показатели театра оперы и балета должны служить примером для всей республики, крепко сидящей на дотационной игле. Смех смехом, но тут начинает страдать логика. Зарплата самой директрисы в 144 тысячи ежемесячных ниже заработка администратора оркестра. Оркестра, которого, по сути, нет. Или есть. Но его качество – многолетняя головная боль бурятского искусства в целом. В чем парадокс – возникает логичный вопрос. Самый близкий к истине ответ – умение создать картину безупречного труда на благо бурятского искусства, а значит и народа. И поскольку десятилетиями культура была мало интересна во времена и Потапова и Наговицына, отношение к ней было «чем бы дитя не тешилось».
Дитя и тешилось. Бесконтрольно, а значит безнаказанно. Потому что бессмертное выражение «как бы в результате расследования не выйти на самих себя исключительно точно подходит к тандему «министр Цыбиков-директор Цыбикдоржиева». Об абсолютной лояльности министра к Аюне Владимировне ходят легенды. Так же как и не утихают страсти по фигурирующим в прессе размерам гонораров исключительно для людей, привлеченных извне. Тогда как в интернет-пространство почти однозначно задается вопросом: а на кой нам ляд хореографическое училище и музыкальный колледж, если можно просто предоставлять в аренду здание театра.
Тут вновь придется вспомнить знаменитый перл Тимура Цыбикова «все «пиар» кроме некролога», который собственно и определил культурную политику его периода. Поскольку циничное определение «пиарщиков» разного толка звучит именно так – «грамотно присесть на уши и впарить в мозги необходимую информацию». Тогда как к успеху оперного однозначно можно отнести лишь головокружительную победу монгольского вокалиста Ариунбатора с его Гран При на самом престижном конкурсе имени Чайковского. Разумеется, не без прямого участия в успехе титулованной Даримы Линховоин.
Но к тихой нашей грусти и этот успех к Бурятии и бурятской школе вокала имеет косвенное отношение. Если быть беспристрастными составляющие этого успеха все же профессиональное чутье бурятского концертмейстера и природные данные и безусловная удача самого исполнителя. Чтобы быть уж совсем точными, наше общее с монгольским народом достояние связано контрактными обязательствами не только с нашим театром. Информация о том, что теперь уже звезда оперного искусства «выбрал местом работы Бурятию» опять из области вышеупомянутых информационных технологий.
В сухом остатке, о чем заявил на встрече с коллективом глава республики Алексей Цыденов, мы вновь остаемся со старой проблемой. Где кадры? Кадры, отысканные на бескрайних просторах «таежной, озерной, степной» трепетно взращенные, взлелеянные и воздвигнутые на олимпы мирового искусства. То, как делалось в годы становления республики. Где проекты, олицетворяющие культурное лицо национальной республики? На какую из постановок должен приехать тот самый турист, к приезду которого мы без особых, как выясняется успехов, мы готовимся? И не эти ли обстоятельства стали причиной для принятия решения? Поскольку новое руководство Министерства культуры объявило нас с вами «Культурной столицей российского Востока». И были ли причины расторгнуть контракт с директором «успешного» театра по более жестким основаниям?
Что касается собрания коллектива – вещь нужная и даже в определенных случаях полезная, если не одно «но». Как раз из соображений заботы о коллективе и его будущем все скандальные ситуации, которые случаются в любом коллективе тщательно скрываются от стороннего внимания согласно древней поговорке про «сор из избы». В остальных случаях публичные эмоции и слезы становятся всего лишь инструментом для достижения цели и манипулирования общественным мнением. И тут возникает вопрос к личным качествам руководителя государственного учреждения. Так ли важна репутация театра, всей сферы и в целом республики лично для Аюны Владимировны Цыбикдоржиевой? Про интеллигентность скромно умолчим, поскольку драки с подчиненными история не про это.
Не случайно интернет-сообщество взорвалось и разделилось на тех, кто «за» и «против» принятого кадрового решения. И если внимательно проанализировать мнения сторонников и противников – они как раз свидетельствуют о делении по принципу псевдоинтеллигентности и интеллигенции в классическом понимании. И к чести главы интеллигенция и пассионарии, как выясняется, думают так же, как и Алексей Цыденов. Республика Бурятия должна стать самодостаточной в первую очередь в части понимания своего потенциала. А после достойно принимать гостей самого разного уровня на условиях, выгодных жителям Бурятии.
Для начала же надо заняться образованием и поддержкой собственного потенциала, чтобы не остаться у разбитого корыта. В очередной раз.