Что будет выплеснуто с «грязной водой» нынешней модели власти в Улан-Удэ
Фото: Зорикто Дагбаев
Наблюдатели полагают, что вместе с грязной водой (нынешней моделью муниципальной власти в Улан-Удэ) выплеснут и младенца. Модель хотя и достаточно молодая, поскольку принята на вооружение всего один мэрский срок тому назад, а Александр Голков — не младенец, а очень даже наоборот, вряд ли реформа городского управления столицы Бурятии готовится под ее нынешнего сидельца, тем более, что, как признался сам Алексей Цыденов, у «Александра Михайловича — другое видение». Так что с младенцем придется расстаться…
Между тем реформирования требует не только статус мэра, но и Улан-Удэнский городской совет депутатов. Об этом МК в Бурятии беседует с известным юристом Николаем Васюткиным.
— Вне сомнений тема выбора мэра города Улан-Удэ будет вызывать широкий интерес граждан ближайший год. Сейчас это большое испытание для всех участников предстоящего политического сезона — и для окружения главы Бурятии, озабоченного проблемой хорошего управленца, и для окружения действующего мэра Улан-Удэ, держащего нос по ветру и способного в любой момент на предательство по отношению к боссу, и, конечно же, для горожан, которые хотят видеть профессионального мэра.
Сложить такой пазл — задача не из простых. Но хотелось бы иметь такого кандидата, который хорошо понимает систему городского хозяйства, и ему не нужно будет время, чтобы вникнуть в его тонкости. Но при этом самое важное, чтобы сама идея модернизации городского управления нашла понимание среди горожан, хотя мы не видим в правовых реформах главного.
— Что же, на ваш взгляд, упущено?
— Прежде всего, упустили одну простую деталь — наделение мэра полномочиями руководителя администрации города (сити-менеджера) необходимо рассматривать вкупе с городским советом депутатов. Известно, что в структуре горсовета есть три выбранных и работающих на постоянной оплачиваемой основе депутата — это мэр, его первый и второй заместители. Если мэр курирует все органы местного самоуправления Улан-Удэ, первый заместитель отвечает за весь правотворческий процесс в горсовете, то второй заместитель координирует деятельность администрации столицы Бурятии.
Может, при существующей модели управления это было логично, но при реформировании мэрии однозначно нужно избавляться от одного из оплачиваемых депутатов, работающих на постоянной основе, что, конечно же, позволит сэкономить бюджетные деньги.
— А как было раньше?
— Если вспоминать всю историю городского совета депутатов относительно освобожденных депутатов, работающих на постоянной оплачиваемой из бюджета основе, то можно выделить три периода. Первый период — это девяностые и начало двухтысячных годов, когда мэр города совмещал три должности: мэр, руководитель администрации и председательствующий в городском совете депутатов. Этот период успел застать Геннадий Айдаев. В структуре горсовета был заместитель мэра по работе с городским советом, который избирался из состава депутатов. Им одно время был, в частности, депутат Василий Гранат — отец нашего известного футболиста Владимира Граната.
Второй период, когда федеральный законодатель указал на запрет сосредоточения власти в одних руках. Тогда было принято решение, что мэр города будет и главой муниципального образования, и руководителем городской администрации, а вот горсовет депутатов будет независимым органом со своим председателем. Здесь и появился в декабре 2007 года Александр Голков, а его заместитель — на общественных началах. Чуть позже, на выборах в 2009 году, Александр Голков вновь стал председателем горсовета, но уже с выбранным постоянным заместителем Михаилом Яном. Тогда все представлялось логичным — Александр Голков курировал всю работу горсовета и, прежде всего, правотворческую деятельность, а его заместитель отрабатывал вопросы с администрацией.
Еще чуть позже, когда в 2012 году истек срок полномочий мэра Геннадия Айдаева, оба они (Голков и Ян) стали мэром и вице-мэром соответственно. Третий период ознаменовался еще одним решением — помимо того, что мэр избирался из состава депутатов, горсовет увеличил свой корпус до 30 депутатов. Эту модель мы видим сейчас, которой предусмотрены два заместителя мэра, избранных из состава депутатов горсовета.
— Какие решения требуются для реформы городского совета депутатов?
— Нужно исходить из требования федерального законодательства. Во-первых, согласно федеральным законам, число депутатов не может быть менее 25 человек при численности населения от 100000 до 500000 человек, а при численности свыше 500000 человек должно быть 35 депутатов. В нашем городе проживает примерно 435 тысяч человек.
Во-вторых, на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от числа городского совета. Исходя из вышеизложенного и от количества депутатов (а их 30 человек) было принято решение увеличить число оплачиваемых депутатов до трех человек.
— Таким образом, для сокращения «постоянных» депутатов нужно сокращать их число?
— Не совсем. Понятие «не более 10 процентов» предполагает, что может быть вариативность — от одного до трех. Это все на усмотрение депутатского корпуса. Но, видимо, Александру Голкову потребовалось целых два заместителя. Это надо у него спросить — для чего? Необходимо отметить, что они имеют зарплаты в разы больше, чем у обычных горожан. Все мы помним скандалы с зарплатой мэра и его замов, а также с их годовыми премиями. В этой связи в других городах очень осторожно подходят к этому вопросу.
— Как вы думаете, нужно сокращать депутатский корпус?
— С одной стороны, логично: зачем нам нужно такое большое количество депутатов? Ведь на каждого городской бюджет выделяет деньги. Но есть и другая сторона. Уменьшив хотя бы на одного депутата, неминуемо последует новая нарезка округов, что позволит действующему мэру перераспределить избирательные округа, особенно те, депутаты от которых у него в оппозиции. Таких примеров много в истории города. Вспомним, к примеру, бывшего депутата Александра Красикова, который один из первых пытался в свое время внедрить программу по благоустройству дворовых площадок. Но, видимо, его активность не понравилась мэрии, и его избирательный округ раздробили. А ирония в том, что эту программу активно потом взял себе на вооружение Александр Голков.
Однако в этом вопросе самое важное в другом. Главе республики Алексею Цыденову необходимо сразу очертить реформу мэрии с учетом городского совета депутатов. Кого мы будем иметь в итоге в городской мэрии? Мэра и плюс еще трех постоянных и высокооплачиваемых депутатов? Или менее затратную, но более эффективную модель?